/ ГЛАВНАЯ / О ПРОЕКТЕ / КОНТАКТЫ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ТО / РЕМОНТ / КАК СЛОМАТЬ АКПП /ДОКУМЕНТАЦИЯ / ВОПРОС-ОТВЕТ /
 
МОЖНО ЛИ ДВИГАТЬСЯ НА "N" НАКАТОМ?
 
Здравствуйте!
Подскажите можно ли ехать накатом на N (АКПП Toyota Platz)?
Т.е. после D включить N и катить с горки?
Если нет то по какой причине?
Ведь на N переключается без нажатия кнопки и вообще N - зеленого цвета! ;-) Значит можно?
(поиском искал - накат, не находит....)

 
Вопрос интересный , злободневный , ради экономии , на фоне постоянно дорожающего топлива , постораюсь на него подробно ответить. Рассмотрим типичную гидравлическую схему автоматической коробки передач , когда рычаг переключения диапазонов стоит в положении "N" нейтраль. Все "лишнее" я отрезал , и оставил лишь систему смазки АКПП.
Обратите внимание на ЗЕЛЕНУЮ ЛИНИЮ , это важно, слева от зеленой линии - смазка АКПП идет по ведомому вторичному валу (Output shaft) , что справа от зеленой линии - смазка идет по ведущему, первичному валу (Input Shaft). НА "N" МЕЖДУ НИМИ НЕТ ЖЕСТКОЙ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ.
Во время движения на "N" нейтрали , накатом с горки или уклона, крутящий момент от колес двигателя передается через главный редуктор автоматической коробки на вторичный вал (Output shaft) через шестерни или цепь на переднеприводных машинах с поперечноустановленным двигателем. Вся нагрузка на "N" ложиться именно на вторичный вал , т.к. первичный вал вращается в холостую, без нагрузки , нет жесткой кинематической связи со вторичным валом. Чем быстрее скорость автомобиля , тем быстрее крутится вторичный вал , тем больше на него нагрузка. Через вторичный вал смазываются следующие детали и узлы:
  1. Подшипник ведущей шестерни (звездочки) вторичного вала;
  2. Упорный игольчатый подшипник ведущей шестерни (звездочки) и ее втулку (подшипник скольжения);
  3. Задний планетарный редуктор всборе с упорными игольчатыми подшипниками и втулку (подшипник скольжения);
  4. Большую солнечную шестерню с двумя упорными игольчатыми подшипниками , игольчатый подшипник, втулку (подшипник скольжения).
Конечно , на разных коробках , смазывающиеся детали могут несколько отличаться от описанных выше, но принцип тот же. . Давление в системе смазки АКПП 8 - 10 атмосфер , можно конечно и в пси , но так думаю, понятнее будет.
 
Вот фотография входного , первичного вала, стрелками показаны отверстия , через которые смазываются детали и узлы. Как видим на фотографии они имеют различный диаметр, следовательно для разных узлов и деталей требуется различный объем ATF для смазки , более нагруженныеузлы смазываются интенсивнее.
 
Что происходит , когда мы идем накатом с горы на "N"? Обороты двигателя 700 - 800 об/мин. , скорость 40 , 50 , 60 .....км/час возрастает. Вторичный вал все крутится быстрее и быстрее его обороты прямо пропорциональны скорости машины. Давление в системе смазки АКПП на холостых оборотах 5 -6 атмосфер , и 10 на 1200 об/мин. ,замерял на многих автоматических коробках. И вот при скорости 40 км/час ATF начинает выдавливать из под втулок , подшипников скольжения вторичного вала, начинается маслянное голодание , а при скорости 120 км/час будет практически тереть на сухую , причем возникнет их локальный перегрев в зоне втулка - вал , т.к. ATF отводит и тепло , а его не хватает. Прибавим к этому давно не менявшийся фильтр АКПП и старую ATF - как следствие падение давления еще на 1-2 атмосферы.
Вращается планетарный ряд , диски , и им не хватает ATF. Конечно, сразу коробка не выйдет из строя, но ресурс АКПП при таком движении сократиться точно.
Можно сделать вывод: НАКАТОМ НА "N" СО СПУСКА МОЖНО ДВИГАТЬСЯ ДО 40 КМ/ЧАС АВТО , БОЛЕЕ 40 КМ/ЧАС НЕТ!
По этой же причине буксировать автомобил с АКПП с заглушенным двигателем можно только на 40 км со скоростью не более 40 км/час. Правило 40 на 40. Могу к этому добавить , чтобы там ОБЯЗАТЕЛЬНО была ATF!!!
Печальный опыт перегона MAZDA одним товарищем из Владивостока в Новосибирск. Он на трассе АМУР пробил поддон АКПП , ATF вытекло , залить нечего , машину на веревку и потащили. Через 100 км заклинивает коробку намертво , соответственно колеса блокируются , веревку обрывает а его по гравийке крутило, повезло, что не улетел с трассы в обрыв. Он это мне рассказывал в Чите , когда искал б/у коробку , чтобы поставить в автосервисе и гнать машину дальше.
Фотографии упорных игольчатых подшипников , слева работал в режиме масляного голодания , высыпался и посинел, требуется замена, справа б/у в рабочем состоянии.
 
Новые втулки (подшипники скольжения), комплект, на которых работыют валы: INPUT SHAFT & OUTPUT SHAFT , ГТ.
Надеюсь это статья помжет Вам избежать ложной экономии , ремонт будет дороже, чем пару литров топлива, которую Вы "сэкономите".
Удачи на дорогах !
=Виталий Александрович=
 
 
Hosted by uCoz